Вот главная причина, по которой американцы могут быть недовольны экономикой страны

Самый известный правительственный показатель стоимости жизни отслеживает цены на сотни товаров и услуг каждый месяц, но один важный расход не включен в индекс потребительских цен: стоимость самих денег.

В результате показатель инфляции может преуменьшить боль, которую испытывают многие американцы, когда из-за роста процентных ставок становится дороже покупать дом, брать автокредит или держать баланс на своей кредитной карте.

Именно такой аргумент приводит бывший министр финансов Ларри Саммерс в новом рабочем документе под названием «Стоимость денег является частью стоимости жизни».

Это также может помочь объяснить, почему многие люди остаются недовольными, даже несмотря на то, что экономика работает лучше, чем ожидали многие прогнозисты. Возьмем, к примеру, так называемый «индекс нищеты», который объединяет безработицу и инфляцию: он упал до самого низкого уровня с 1980-х годов.

«Важно понимать, что индекс бедности не отражает страдания потребителей», — пишут Саммерс и его соавторы.

Хотя отношение к экономике в последние месяцы несколько улучшилось, мрачное настроение сохраняется. Опрос Gallup, проведенный в январе, показал, что 45% американцев оценивают экономику страны как «плохую», а 63% говорят, что она «ухудшается».

И это несмотря на сильный экономический рост, значительный рост числа рабочих мест и заработную плату, которая росла быстрее, чем цены, большую часть года.

«Экономика находится на подъеме, и все это знают — кроме американского народа», — пишет Саммерс.

Очевидное несоответствие между негативными чувствами избирателей по поводу экономики и обнадеживающими правительственными статистическими данными, вероятно, окажется в центре внимания в месяцы, предшествующие ноябрьским выборам.

Стоимость денег

Саммерс предполагает, что мрачное общественное восприятие экономики можно частично объяснить стоимостью кредита, которая резко выросла, поскольку Федеральная резервная система подняла процентные ставки до самого высокого уровня за два десятилетия.

«Простая идея заключается в том, что большая часть стоимости жизни американцев — это стоимость денег. И стоимость денег по-прежнему намного выше, чем была», — сказал Саммерс.

Для учета этих финансовых расходов использовался правительственный критерий стоимости жизни. Например, до 1983 года индекс потребительских цен (ИПЦ) измерял цены на жилье, отслеживая ежемесячные выплаты по ипотечным кредитам.

«Поэтому, когда ставки по ипотечным кредитам выросли, ИПЦ вырос», — сказал Саммерс.

Сегодняшний ИПЦ измеряет стоимость жилья по-другому, глядя на цены на аренду.

«Если вы хотите понять субъективное благополучие людей, — утверждает Саммерс, — вам придется учитывать процентные ставки».

Если бы формула, применявшаяся до 1983 года, все еще использовалась сегодня, индекс потребительских цен показал бы, что в 2022 году инфляция выросла бы еще выше — примерно до 15%, а не до 9,1% — и она не падала бы так быстро в 2023 году.

Снижение стоимости заимствований может помочь улучшить настроения общественности

Саммерс, работавший в администрациях как Клинтона, так и Обамы, часто привлекает внимание своими откровенными взглядами на экономику. Он стал первым голосом, предупредившим о возможности безудержной инфляции в 2021 году. В следующем году он прогнозировал, что потребуется длительный период высокого уровня безработицы, чтобы взять цены под контроль.

Федеральная резервная система дала понять, что, вероятно, начнет снижать процентные ставки позднее в этом году. Хотя сроки остаются неопределенными, Саммерс сказал, что любое снижение стоимости заимствований, вероятно, заставит людей чувствовать себя лучше в отношении экономики.

Саммерс увидел намек на это в декабре и январе, когда ставки по ипотечным кредитам немного снизились, а экономические настроения резко подскочили.

«Поскольку процентные ставки снизятся, это, вероятно, будет способствовать улучшению настроений в обществе», — сказал Саммерс.

Добавить комментарий