В штате Иллинойс запретят рекламу оружия, нацеленную на детей
В штате Иллинойс в ближайшее время будет запрещена реклама огнестрельного оружия, которая, по мнению властей, создает угрозу общественной безопасности или обращена к детям или другим лицам, которые впоследствии могут использовать это оружие незаконно, поскольку штат продолжает борьбу с массовой стрельбой.
Защитники прав на оружие утверждают, что этот план, который губернатор-демократ Дж.Б. Прицкер обещал подписать, является необоснованно расплывчатым постановлением, нарушающим не только защищенное Конституцией право на владение оружием, но и свободу слова.
Главным центром усилий генерального прокурора от Демократической партии Кваме Рауля является JR-15, уменьшенная и более легкая версия полуавтоматической винтовки AR-15, рекламируемая под слоганом «Get ‘em One Like Yours». Производитель говорит, что это оружие специально сделано меньше, с дополнительными функциями безопасности, чтобы оно подходило для младших стрелков, которые учатся у взрослых, как безопасно маневрировать с таким оружием. Рауль говорит, что реклама предназначена для детей и потенциально побуждает их начать стрелять.
Открытие возможностей для судебного оспаривания является частью постоянных усилий законодателей-демократов, контролирующих палату представителей штата, по искоренению насилия с применением огнестрельного оружия, которые осложнились в связи с расширением прав на оружие, принятым Верховным судом США год назад. В этом году Прицкер также подписал закон о запрете полуавтоматического оружия, который защитники прав на оружие продолжают оспаривать в федеральном суде.
Иллинойс станет восьмым штатом, где будет принято законодательство, позволяющее подавать подобные иски против производителей или дистрибьюторов огнестрельного оружия. Законодательство было принято после того, как в течение шести месяцев в штате произошли самые смертоносные массовые убийства, зарегистрированные, по крайней мере, с 2006 г., причем во всех случаях, кроме одного, было использовано огнестрельное оружие.
Рауль находит прецедент в 25-летнем урегулировании споров с крупными табачными компаниями, а в последнее время – с рекламой вейпов.
“Мы преследуем маркетинг, который исторически способствовал росту потребления несовершеннолетними вредных для них продуктов”, – сказал Рауль. “Огнестрельная промышленность не должна быть застрахована от тех стандартов, которые мы предъявляем к другим отраслям”.
Национальный фонд стрелкового спорта (National Shooting Sports Foundation) подал федеральные иски почти во всех штатах, где был принят подобный закон.
“Они ущемляют ваши права на Вторую поправку, отнимая у вас права на Первую поправку”, – заявил представитель фонда Марк Олива.
В отсутствие специального законодательства штаты в значительной степени лишены возможности подавать судебные иски в соответствии с федеральным законом 2005 года, запрещающим обвинять производителей в последующем преступном использовании приобретенного оружия. Этот закон возник в результате действий мэров-активистов в конце 1990-х годов, которые подавали иски против производителей оружия за создание общественных неудобств, как, например, иск мэра Чикаго Ричарда М. Дейли на сумму 433 млн. долл. в 1998 г., который Верховный суд штата Иллинойс отклонил в 2004 году.
Однако федеральный закон допускает судебные иски, если штат прямо называет огнестрельное оружие и поведение его производителей в законе штата, что и было сделано в плане Рауля. Он убедил законодателей, показав им рекламу, которая, по их мнению, переходит все границы.
Среди них – реклама JR-15, более компактной и легкой винтовки 22-го калибра. В присланном по электронной почте заявлении производителя, компании Wee 1 Tactical, говорится, что винтовка оснащена средствами безопасности, которые не встречаются ни в одном другом оружии.
Рауль надеется, что закон сдержит сомнительную практику и никаких судебных разбирательств не потребуется.
Аналогичные планы приняты в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Делавэре, Вашингтоне, Калифорнии, Гавайях и Колорадо. Группа стрелковых видов спорта подала федеральные иски во всех штатах, кроме Колорадо, и ни один из них не был удовлетворен. Несмотря на судебные разбирательства, законы действуют везде, кроме Нью-Джерси, который, по данным Brady Campaign, вступившей в дело от имени ответчиков в каждом случае, запретил их применение для членов группы стрелкового спорта.
Коннектикут не имеет исключений из федерального закона, но суды решили, что законы штата написаны достаточно широко, чтобы разрешить в начале прошлого года урегулирование иска с компанией Remington на сумму 73 млн. долл. для семей жертв массового расстрела в начальной школе Sandy Hook в Newtown в 2012 году.
В других кампаниях, которые удалось отследить Раулю, производители связывают себя с военными или правоохранительными органами, утверждая, что именно они являются лучшим выбором Пентагона в качестве боевого оружия – независимо от того, так это или нет. Это, по его словам, говорит о том, что подобные заявления привлекают тех, кто думает о создании нелегальных частных ополчений.
Эта идея – а также вопрос о рекламе, направленной на детей, – была включена в принятый в марте президентом Джо Байденом указ о борьбе с насилием. Он предусматривает расширение проверки биографических данных. Байден также призвал независимую Федеральную торговую комиссию провести анализ того, как производители оружия “рекламируют огнестрельное оружие несовершеннолетним и … всем гражданским лицам, в том числе с использованием военных образов”.
Белый дом переадресовал вопросы об исследовании в FTC, где пресс-секретарь Дуглас Фаррар отказался от комментариев.
В ответ на предположение о том, что реклама ориентирована на детей, Олива из группы стрелкового спорта отметил, что никто до 18 лет не может владеть оружием, а доступ несовершеннолетних к оружию должен контролироваться родителями. Реклама пригодности оружия к боевым действиям имеет смысл, поскольку серьезные владельцы оружия хотят иметь в своем распоряжении самое надежное оружие, сказал он.
Олива и другие критики высмеяли стандарт “разумного контроля”, который определяется как “разумные процедуры, гарантии и деловая практика”. По словам Тодда Вандермайда, бывшего лоббиста в Спрингфилде, занимающегося вопросами прав на оружие, демократы, которым не удается добиться принятия законов, направленных на прекращение насилия с применением огнестрельного оружия, просто обращаются за помощью в суд.