Иллинойс собирался стать одним из самых зеленых штатов. Не получилось.
Политика Pay-to-Play, непростая коалиция ядерной и зеленой энергии привели к ошибочному закону о чистой энергии 2016 года.
Пять лет назад законодатели Иллинойса приняли закон, решительно нацеленный на создание солнечной энергетики с нуля, а также сохранение тысяч рабочих мест на двух атомных электростанциях Exelon, испытывающих трудности.
Помимо спасения атомных станций, Закон о рабочих местах в области энергетики будущего обещал создать десятки тысяч рабочих мест в солнечной энергетике и заставить штат отказаться от ископаемого топлива до такой степени, что к 2025 году Иллинойс мог бы получать четверть своей энергии от «солнечной энергии».
Все пошло не так, как планировалось. Цель 2025 года в настоящее время далеко недостижима, ожидания в отношении рабочих мест не оправдались, а солнечная промышленность увольняет рабочих, поскольку обещанное финансирование иссякло.
Обещанные в законе планы с самого начала не увенчались успехом.
Теперь руководители законодательных органов штата стремятся уложиться в срок до 31 мая, чтобы решить свои самые большие проблемы, включая надвигающуюся потерю более 300 миллионов долларов на финансирование программ использования возобновляемых источников энергии.
Когда экологические группы, союзы и защитники прав потребителей объединились, чтобы поддержать закон, они нашли общий язык в объединении ядерных субсидий с поддержкой возобновляемых источников энергии.
Но именно Exelon стала явным победителем в рамках смелого плана по чистой энергии. Компания получила 2,3 миллиарда долларов в виде субсидий, предоставленных потребителями электроэнергии в течение десяти лет для двух своих станций.
А теперь компания требует еще больше денег и угрожает закрыть две другие атомные станции, если не получит то, что хочет.
«Exelon продолжает получать 235 миллионов долларов в год, в то время как поддержка солнечной энергии была прекращена», — сказал Ховард Лернер, исполнительный директор Чикагского центра экологического права и политики, который критиковал спасение штата от ядерной программы. «Иллинойс мог бы стать лидером в области солнечной энергетики на Среднем Западе».
Нынешнюю схватку усложняет продолжающееся федеральное расследование взяточничества компаний Exelon и ComEd, ее дочерней компании в Чикаго. Прокуроры заявили, что ComEd предоставил деньги, работу и контракты партнерам бывшего спикера палаты представителей Майкла Мэдигана, штат Иллинойс, с целью, чтобы он сформировал законодательство в интересах компании.
Мэдигану не было предъявлено никаких обвинений. Он ушел в отставку в феврале.
Губернатор Дж. Б. Прицкер заявил, что Exelon не будет диктовать условия для принятия закона об энергетике штата. Но компания и ее союзники-профсоюзы обладают огромной властью в законодательном органе.
Exelon добивается субсидий для своих четырех атомных станций в Иллинойсе, которым не была оказана помощь в соответствии с законом 2016 года, и угрожает, что ее атомные станции в Байроне и Дрездене будут закрыты без этой помощи.
Между тем, компании, работающие в сфере солнечной энергетики, увольняют работников после прекращения стимулирующего финансирования, связанного с законом 2016 года.
Сторонники закона говорили о грядущем буме занятости в солнечной энергетике. Но успехи были скромными. По данным Solar Foundation, штат Иллинойс имел 3480 рабочих мест в 2015 году — 14-е место среди всех штатов и 5259 рабочих мест в 2020 году, в результате чего штат находился на 13-м месте.
Солнечная энергия остается лишь пятном на энергетическом ландшафте Иллинойса. В 2020 году она обеспечивала менее 1% выработки электроэнергии в штате.