Даже с учетом роста процентных ставок и увеличения расходов в Чикаго инфляцию все равно трудно победить
McDonald’s Corp. называет их “стратегическим повышением цен в меню”, и их влияние заметно на досках меню по всей сети, где биг-мак, средняя порция картофеля фри и безалкогольный напиток теперь продаются по цене от 18 долларов. Удивительно, но люди платят, по крайней мере, пока, о чем чикагская ресторанная компания не преминула сообщить в своем последнем отчете о прибылях на прошлой неделе.
Так же обстоит дело и в экономике, которая демонстрирует удивительную силу, несмотря на исторические попытки Федеральной резервной системы США сдержать ее рост. Потребители продолжают тратить, тратить и тратить, что заставило председателя ФРС Джерома Пауэлла в своих последних публичных выступлениях с сожалением упомянуть о продолжающемся “всплеске” потребительских расходов.
Хотя на прошлой неделе ФРС приняла решение оставить краткосрочные процентные ставки без изменений в диапазоне от 5,25% до 5,5%, Пауэлл подчеркнул, что инфляция все еще слишком высока и для достижения цели центрального банка в 2% может потребоваться больше повышений ставок. (За 12 месяцев, закончившихся в сентябре, общий рост цен составил 3,4%). Финансовые рынки восприняли относительно мягкий тон Пауэлла как сигнал о том, что дополнительное повышение ставок может не состояться на заседании ФРС 12-13 декабря, как ожидалось ранее.
Повышение процентных ставок вызывает беспокойство, и мы считаем, что ФРС правильно поступила, оставив их в покое на этот раз. Тем не менее, мы давно приветствуем усилия Пауэлла по борьбе с инфляцией по одной простой причине: Бешеный рост цен в долгосрочной перспективе гораздо хуже, чем болезненный и разрушительный эффект от повышения процентных ставок.
ФРС удалось добиться значительного повышения ставок, в результате чего брать кредиты стало намного дороже. Повышение ставок уже охладило горячий рынок жилой недвижимости, увеличив стоимость ипотечных кредитов. Сохранение этих ставок на прежнем уровне приведет к сдерживанию роста заработной платы и снижению спроса на все – от одежды до блюд в ресторанах, что в итоге приведет к сдерживанию инфляции.
Многие экономисты выглядят глупо, учитывая то, как пандемия COVID-19 перевернула хорошо понятные экономические взаимосвязи, превратив прогнозирование в еще большую игру в угадайку, чем обычно.
Наряду со сложностью предсказания того, как пандемия повлияет на торговлю и поведение потребителей, прогноз осложняла фискальная политика. Администрации Трампа и Байдена влили в экономику чрезмерные 4,6 трлн. долларов в виде стимулирующих мер, связанных с пандемией, а Байден затем добавил дополнительные расходы на чистую энергию и инфраструктурные проекты. Это были огромные деньги налогоплательщиков, которые влились в экономику, и часть из них еще предстоит выплатить.
В начале 2020 г. из-за пандемии прекратились поездки, а перебои в поставках привели к дефициту востребованных товаров, и американцы стали накапливать сбережения. Примерно с середины 2021 г. начался всплеск расходов, который в основном продолжается и сегодня, несмотря на рост цен и процентных ставок. В последних отчетах о прибылях руководители компаний отмечают стойкость американских потребителей перед лицом роста цен.
Наконец, в балансах домохозяйств начинают проявляться стрессы, что может свидетельствовать о том, что все эти повышения ставок ФРС начинают давать желаемый эффект.
Норма сбережений снизилась, так как потребители прокладывают путь через свои банковские счета. По данным недавнего опроса Bankrate, почти треть опрошенных заявили, что у них меньше денег, отложенных на экстренный случай, чем в начале года, и менее чем каждый пятый респондент добавил что-нибудь в свои фонды на черный день в 2023 году.
И хотя рост заработной платы в течение большей части года опережал инфляцию, темпы роста доходов начинают замедляться. Особенно ощутимо давление со стороны тех, кто имеет более низкий кредитный рейтинг, что отражается в росте числа людей, просрочивших платежи за автомобиль не менее чем на 60 дней.
Последние данные показывают, что цены на такие товары, как автомобили, мебель и бытовая техника, начинают снижаться, однако цены на услуги остаются исключительно высокими.
ФРС должна внимательно следить за этими ценами, поскольку услуги являются трудоемкими и, следовательно, более чувствительными к тому, что предприятия, повышая цены, перекладывают на них свои более высокие затраты на оплату труда. Один из ярких примеров: Цены на блюда в ресторанах с августа по сентябрь выросли на 0,4% и теперь на 5,8% дороже, чем год назад.
В Чикаго эти цены, скорее всего, будут расти и дальше. Город только что повысил минимальную заработную плату для работников, получающих чаевые, и рассматривает возможность введения для предприятий обременительных и дорогостоящих новых требований по оплате отпусков, не говоря уже об огромном увеличении налогов на передачу недвижимости. Неужели никто в мэрии не понимает, что бизнес не сможет просто взять на себя повышенные расходы, навязанные администрацией мэра?
Как сказал Пауэлл, процесс снижения инфляции до управляемых темпов на устойчивой основе еще “предстоит пройти долгий путь”. ФРС не должна останавливаться на достигнутом, даже если менее ответственные государственные чиновники будут усложнять эту работу.