В Чикаго застрелена мать двоих детей. Вот как система подвела ее
Марии Роке было всего 34 года, когда ее застрелили на ступеньках возле дома в West Side на глазах у ее 8-летней дочери и 14-летнего сына.
За несколько недель до того, как ее убили, Роке неоднократно предпринимала шаги, которые велят предпринимать жертвам домашнего насилия. Она получила охранный ордер против своего бывшего парня Кеннета Брауна. Она также неоднократно обращалась за помощью в полицейское управление Чикаго. Она подавала одно заявление в полицию за другим и никогда не сдавалась.
Но система ее подвела.
Те, кто любил Роке, надеются, что ее наследие станет призывом к переменам, которые помогут сохранить жизнь жертвам домашнего насилия.
Одна из близких подруг жертвы, Адриана Вальдес, попыталась помочь.
«Это было не один раз, не два, это было несколько раз, когда Мария кричала о помощи и предъявляла доказательства», — сказала Вальдес о том, что Роке подавала многочисленные заявления в полицию.
У женщины были фотографии, текстовые сообщения с угрозами и видео. Свое первое заявление в полицию она подала на Хэллоуин 2023 года, заявив, что бывший парень бросил ее на землю и прижали ногой к груди.
Затем, 8 ноября, Роке подала еще одно заявление, потому что ее автомобильная шина была порезана. 11 и 12 ноября женщина сообщила о неоднократных оскорбительных звонках и текстовых сообщениях. Затем, 13 ноября, она сообщила, что в ее окно бросили камень.
Что сделала полиция? Закрыли одно дело и приостановили все остальные – то есть дела оставались открытыми, но не расследовались.
Брат Марии Роке, Андрес Роке, видел, как она изо всех сил пыталась получить помощь от полиции.
«Полиция мало что делает. Они просто говорят, что ситуация такая, какая есть. Тогда для чего нам нужна полиция?», — сказал Андрес Роке.
Ранее у мужчины была стычка с Брауном. Они поссорились после того, как Роке сказал, что защищает от него свою сестру. Андрес говорит, что в результате его очки были разбиты, а телефон отобран. Он написал заявление в полицию, но никаких мер предпринято не было.
Затем, в день рождения Роке, 24 ноября, ее машину подожгли. У нее было видео, на котором видно, как человек стоит возле ее машины, далее начинается пожар, а затем человек спокойно уходит.
Для Марии Роке это было больше, чем просто машина — это было воспоминание, которое она сохранила, ведь эту машину они купили вместе с братом.
Документы показывают, что видео было в распоряжении у полиции, но в конечном итоге они также приостановили и это дело.
«Она знала, что этот человек определенно способен на гораздо большее, чем просто причинение материального ущерба», — сказала Вальдес.
Позднее Роке подала еще три заявления в полицию 28, 30 ноября и 8 декабря. Они касались оскорбительных звонков и текстовых сообщений.
Два дела были приостановлены, а одно осталось открытым. Примечательно, что со стороны полиции ни разу не упоминалось о допросе Брауна полицией. Никаких контактов не было, арестов тоже.
У Роке был охранный ордер. Вальдес, которая тоже ранее пережила домашнее насилие, взяла с собой Роке, чтобы получить его. Она помогла женщине ориентироваться в системе.
В случае Роке охранный ордер должен был гарантировать ей, что после каждого нарушения обидчик будет арестован, но были проблемы. Во-первых, ордер не был вручен, а затем не был исполнен.
Дело в том, что Департаменту шерифа необходимо лично передать Брауну судебные документы. Только в этом случае его можно было арестовать за нарушение охранного ордера.
В офисе шерифа заявили, что дважды пытались сделать это, но безуспешно.
Бенна Кроуфорд, управляющий директор Legal Aid Chicago, просмотрела все полицейские отчеты Роке. Некоммерческая организация под ее руководством ежегодно представляет интересы сотен жертв домашнего насилия.
«Это преступление, к которому относятся менее серьезно, — сказала Кроуфорд. — Случай Марии и многие подобные ему демонстрируют все моменты, когда была возможность вмешаться, но эта возможность была упущена».
28 ноября Брауну вручили охранный ордер и соответствующие судебные документы. В тот же день Роке вернулась в полицию, чтобы сообщить о новом оскорбительном сообщении и неоднократных звонках.
Полиция должна была арестовать его за нарушение охранного ордера. Но они этого не сделали.
Кроуфорд сказала, что это стало сигналом Роке: «Ей придется делать все самостоятельно».
Полиция сделала минимум, требуемый законом. Они продолжали говорить Роке, что она может сама попытаться получить ордер на арест в прокуратуре округа Cook.
«Мне не известен ни один другой тип дела или преступления, в котором бремя могло бы быть переложено на жертву, чтобы она сама провела расследование, собрала доказательства, обратилась к прокурору штата и убедила их в том, что им следует выдвинуть уголовные обвинения. Обычно это функция полиции», — сказала Кроуфорд.
По данным прокуратуры штата, только жертвы домашнего насилия могут получить собственные ордера. Это дает им еще одну возможность арестовать своих обидчиков. Роке шесть раз говорили, что она может сделать это сама.
«Последнее, что она написала мне, это то, что Браун сказал ей: «О, у меня есть для тебя пистолет», — рассказал Андрес Роке.
Семья Марии Роке хочет, чтобы миру стало известно, что случилось с женщиной, когда система подвела ее.
13 декабря Роке вышла из дома рано утром, чтобы отвести дочь в детский сад перед тем, как пойти на работу. Она посадила девочку в машину и пошла обратно к дому.
Видео с камер домашнего наблюдения показывает, что через дорогу к ней быстро подбежал мужчина. Роке заметила его и кричала из-за того, что в машине сидела ее дочь.
Маленькая девочка видела все, но это не остановило мужчину. Камеры соседей засняли стрельбу и убегающего преступника. Сын Марии выбежал на улицу и попытался сделать искусственное дыхание своей матери. Позже Марию доставили в районную больницу, где она скончалась.
Две недели спустя Браун сдался полиции, но не признал себя виновным по обвинению в убийстве. Он отец маленькой девочки, которая была в машине во время стрельбы.
«Она сказала, что видела, как ее отец убил ее маму, и как мой племянник делал искусственное дыхание. Ей каждый день снятся кошмары», — сказал Андрес Роке.
Дети Роке должны знать, что она никогда не сдавалась. 12 декабря, за день до стрельбы, вместо того, чтобы идти в полицию, Роке пошла прямо в прокуратуру округа. В тот же день ей удалось получить ордер на арест Брауна.
Роке наконец-то была близка к тому, чтобы остановить обидчика, но помощь пришла слишком поздно. Ее застрелили всего несколько часов спустя.
Журналисты посетили дом Марии вместе с Андресом Роке через несколько месяцев после ее убийства. Внутри все по-прежнему было так, как она оставила. На кровати все еще лежит доска визуализации Марии, на которой отмечено то, как она видела свое будущее.
«Она хотела, чтобы этот год стал новой главой в ее жизни, но ушла слишком рано. Теперь я чувствую себя опустошенным. Она была огромной частью моей жизни», — сказал Андрес Роке.
Жизнь детей Марии Роке также изменилась навсегда. Ее дочь переехала к другому члену семьи, а сын уехал из штата со своим отцом.
Мария Роке — одна из примерно 28 000 человек, получивших охранные ордера за последний год только в округе Cook.
Представители полицейского управления Чикаго не стали объяснять свой провал в деле Марии. Они отправили такое заявление:
«Полицейское управление Чикаго выражает соболезнования семье Марии Роке, которая скорбит о ее трагической утрате. Домашнее насилие является серьезным преступлением, и наши сотрудники работают с профессионализмом, чтобы поддержать жертв. Мы также работаем с нашими партнерами из города Чикаго и округа Cook над укреплением нашей координации и ресурсов, доступных для тех, кто подвергается домашнему насилию».
Информация для жителей Чикаго от прокурора штата округа Cook:
«Жители Чикаго, если преступник не был арестован и вы хотите, чтобы дело было пересмотрено на предмет уголовных обвинений, вы можете принести свой полицейский отчет в здание суда по делам о домашнем насилии, расположенное по адресу 555 W. Harrison St., Chicago, IL 60607, для рассмотрения дела на предмет выдвижения уголовных обвинений. Прокуратура штата рассматривает дела в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8:30 до 13:30».
Горячая линия штата Иллинойс по вопросам домашнего насилия: 877-863-6338
Национальная горячая линия по вопросам домашнего насилия: 800-799-7233