Расовые преференции при заключении контрактов обернулись проблемой для Чикаго
Программа Minority Business Enterprise (MBE), призванная бороться с дискриминацией этнических меньшинств в сфере бизнеса, по сути притесняет права компаний, которые к данной категории не относятся, и кроме того, способствует развитию коррупции и мошенничества.
Согласно нынешнему законодательству, 25 процентов стоимости государственных контрактов и 26 процентов по контрактам на строительство направляются компаниям, которые определены как принадлежащие национальным меньшинствам, то есть среди которых «не менее 51 процента бизнеса, контролируется представителями меньшинств».
Эта цель достигается за счет требования от подрядчиков передавать часть каждого проекта субподрядчикам – предприятиям MBE. Подрядчики, которые не могут этого сделать подвергаются наложению штрафов в сотни тысяч долларов или даже теряют право в дальнейшем заключать контракты с городом.
Как выяснилось в ходе расследований, зачастую подрядчики MBE используют эту схему в корыстных целях, получая контракты благодаря своему статусу, хотя фактические работы затем выполняют более крупные компании.
Кроме того, такой подход нарушает принцип справедливой конкуренции, угрожая не только работоспособным компаниям и их работникам, но и доверию общества к прозрачности государственных контрактов.
Когда городские власти отказывают компаниям в заключении контрактов просто потому, что у них нет статуса MBE, подрядчики, субподрядчики и другие жители Чикаго могут по праву поставить под сомнение стремление города достичь равного отношения ко всем группам населения.
К счастью, существует средство для исправления этой проблемы. «Положение о равной защите» из 14-й поправки к Конституции. Так, в деле города Richmond против Дж. Кросона более 30 лет назад Верховный суд признал недействительным постановление Ричмонда, обязывающее основных подрядчиков передавать по меньшей мере 30 процентов суммы каждого контракта назначенным городом предприятиям, принадлежащим меньшинствам.
В этом решении подчеркивалась важность равенства перед законом: «Гарантия равной защиты, — пояснил суд, — не может означать одно в применении к одному человеку и что-то другое в применении к лицу другого цвета кожи». Расовые преференции противоречат этому важному принципу и укрепляют стереотипы о том, что трудолюбивые люди из «определенных групп не могут достичь успеха без специальной защиты, основанной на факторе, не имеющем отношения к индивидуальной ценности».