Спад на рынке грузоперевозок длится уже год. Когда же начнется рост?
Рынок грузовых перевозок – один из самых нестабильных рынков на планете. «Горячие» рынки могут мгновенно стать «ледяными», особенно после того, как федеральное правительство и центральные банки затопили экономику ликвидностью, а затем приступили к осуществлению самого быстрого цикла ужесточения денежно-кредитной политики в истории.
Сейчас дебаты по поводу спада на рынке грузовых перевозок остались в прошлом. Наступила рецессия грузоперевозок, и перевозчикам, вне зависимости от того, работают они на контрактном или спотовом рынке, приходится с этим бороться.
Согласно Freightwaves, топ-менеджеры как компаний по грузоперевозкам, так и брокерских компаний, с которыми они разговаривали, заявили, что текущий рынок грузоперевозок является одним из самых сложных в их карьере, и это подтверждается теми же данными SONAR, которые одними из первых сигнализировали о резком спаде.
Последняя рецессия грузоперевозок произошла в 2019 году. Ее назвали «кровавой баней грузоперевозок», поскольку после введения мандата на использование ELD на рынок хлынули избыточные мощности. Перевозчики, которые были на грани банкротства, не смогли остаться в бизнесе, особенно те, которые работали строго на спотовом рынке. В какой-то момент было более 10 банкротств в неделю.
Конъюнктура рынка грузоперевозок зависит от баланса спроса и предложения, а наращивание избыточных мощностей является наиболее вероятной причиной цикла взлетов и падений в грузоперевозках.
По мере того, как мы вступаем во второй квартал 2023 года, кажется, что рынок грузовых перевозок может быть хуже, чем рецессия 2019 года, поскольку количество отказов от тендеров вот-вот упадет ниже 3% (сейчас 3,05%). В 2019 году минимум составлял 3,86%.
Вторая кровавая баня в грузоперевозках?
Вторая «кровавая баня», которую предсказали FreightWaves в марте 2022 года, все не наступала. Грузовые перевозчики создали сильные балансы во время суперцикла в грузовых перевозках в период COVID; большинство из них смогли выдержать самые сложные условия 2022 года.
Однако в марте 2023 года все изменилось. Начали поступать сообщения о ряде закрытий компаний, которые происходили буквально за ночь, или постепенной ликвидации перевозчиков. Все это происходит только тогда, когда условия внезапно становятся неблагоприятными.
FreightWorks Transportation, грузовой перевозчик из Северной Каролины с 200 траками, объявил о закрытии 6 марта. Руководитель высшего звена перевозчика предположил, что крупный давний грузоотправитель внезапно забрал груз у компании и передал его другому перевозчику. Это вызвало серию событий, которые вынудили компанию свернуть свою деятельность.
Согласно статье FreightWaves от 22 марта, Flagship Transport, базирующийся в Майами перевозчик с 455 траками, внезапно перестал оплачивать свои счета, закрылся и перестал отвечать на звонки водителей. Такие внезапные закрытия, к сожалению, слишком распространены в отрасли грузоперевозок.
По информации FreightWaves от 24 марта, другая транспортная компания из Майами, Soler & Soler Hauling, в которой было 42 водителя, объявила о банкротстве. У компании была школа обучения вождению траков, но она также столкнулась с рядом нарушений техники безопасности.
Часто перевозчики, работающие на грани банкротства, наиболее уязвимы в рыночных условиях, подобных тем, с которыми сталкивается наша отрасль.
А как насчет ставок по контрактам?
При таком низком уровне отказов от тендеров спотовые ставки вряд ли будут расти. Что это означает для контрактных ставок на грузоперевозки?
Поскольку мощности на контрактном и спотовом рынках взаимозаменяемы, спред может сказать о том, что необходимо знать о направлении контрактных ставок.
Спотовые ставки «вытягивают контрактные ставки».
Если спотовые ставки намного превышают контрактные в течение нескольких месяцев, они «подтянут» контрактные ставки. Если спотовые ставки намного ниже контрактных в течение определенного периода времени, они снизят контрактные ставки.
Если полностью исключить топливные сборы из обоих индексов, разница до COVID была в диапазоне от -0,33 до -0,50 долларов за милю. Другими словами, до пандемии перевозить трак с грузом на спотовом рынке было дешевле на 0,33-0,50 доллара за милю, чем по контракту.
Сегодня этот спред составляет -0,86 доллара за милю. Пока он настолько велик, грузоотправители будут продолжать обращаться к спотовому рынку за доступными траками, а перевозчики будут стремиться заменить любые грузы на спотовом рынке контрактными ставками, даже если им придется предлагать более низкие контрактные ставки, чем ранее.
В конце концов, этот разрыв между спотовыми и контрактными ставками должен сойтись в пределах исторического диапазона. Это сезон запросов о представлении предложений (RFP), и грузоотправители собираются предоставлять грузы по контрактам тем перевозчикам, которые предлагают ставки, которые ближе к спотовым и которые они платят в настоящее время.
Грузовые перевозчики должны подготовиться к жесткому сезону торгов. Грузоотправители собираются компенсировать большую часть прироста контрактных ставок, которые они заплатили во время пандемии.
Объемы FTL-перевозок соответствуют уровню 2018 года, хорошего года для грузоперевозок. Но это не очень хорошо.
Объемы тендеров на грузоперевозки в настоящее время находятся на уровне 2018 года.
Объемы тендеров (OTVI.USA) отслеживают количество грузов, предлагаемых грузоотправителями в электронном виде перевозчикам на контрактном рынке. Белая линия на графике ниже представляет 2023 год, желтая — 2018 год, а оранжевая — 2019 год.
2018 год был хорошим годом для грузоперевозок, но с учетом того, что за последние пять лет было добавлено так много мощностей, сброс до этих уровней не повод для празднования.
По данным Федерального управления по безопасности автомобильных перевозок, количество траков на рынке грузоперевозок по найму с начала 2018 года выросло на 29%. Потребуется время, чтобы избавиться от избыточных мощностей.
Никто на самом деле не знает, в каком направлении будет развиваться экономика США в течение следующих трех кварталов 2023 года, но существует много причин ожидать, что в обозримом будущем «Большая чистка» в сфере грузоперевозок продолжится.