Исследование показывает, что смерть супруги может сократить жизнь мужчины
Хотя потеря супруга может сократить жизнь любого человека, новое датское исследование предполагает, что вдовцы могут быть гораздо более уязвимыми, чем вдовы.
После шести лет наблюдения за состоянием здоровья почти 925 000 пожилых датчан исследователи определили, что, когда мужчина в возрасте от 65 до 69 лет теряет свою жену, вероятность его смерти в следующем году на 70% выше, чем у его не овдовевшего сверстника. Однако среди вдов этот рост риска составил всего 27%. Автор исследования Александрос Кациферис опубликовал результаты исследования в онлайн в журнале PLOS ONE.
Кациферис и его коллеги отметили, что всем участникам исследования было 65 лет и больше, а средний возраст составлял от 73 до 75 лет. Около 55% — женщины.
За исследуемый период более 8% потеряли супруга, хотя и здесь был гендерный разрыв: в то время как чуть более 6% участников -мужчин потеряли жену, среди женщин этот показатель составил 10%. В среднем участникам было от 77 до 79 лет, когда умер их супруг.
Исследовательская группа отслеживала два основных показателя, характерных выжившем супругам: сумму денег, которую они потратили на здравоохранение в течение трех лет после потери, и их собственный риск смерти после потери супруга.
Анализ расходов на здравоохранение был сосредоточен на любых изменениях в деньгах, затраченных на уход на дому, госпитализацию, отпускаемые по рецепту лекарства и / или первичную помощь.
Анализ показал, что, хотя расходы на лечение вдов и вдовцов выросли по всем направлениям в течение года после потери супруга, они выросли значительно больше среди мужчин, независимо от возраста мужчины, когда он потерял свою жену. Только среди участников, потерявших супруга в возрасте 85 лет и старше, медицинские расходы росли примерно одинаково для мужчин и женщин.
С другой стороны, исследователи обнаружили, что женщины подвергались повышенному риску смерти после потери только в том случае, если они были относительно молоды — то есть в возрасте от 65 до 69 лет — когда умер их муж. В этом случае риск вырос на 27%. Но если на момент потери им было 70 лет или больше, их собственный риск умереть был либо не выше, чем у не овдовевших женщин, либо даже несколько ниже.
У мужчин все иначе. У мужей, потерявших своих жен в возрасте от 65 до 84 лет, риск умереть увеличился, хотя степень повышенного риска была ниже, чем среди мужей, которые были старше на момент потери. Только среди мужчин 85 лет и старше риск немного снизился.
Кациферис предупредил, что это «многогранная, сложная проблема, для которой нет прямого решения». Тем не менее, он указал на потребность в помощи по уходу на дому, социальном взаимодействии и усилиях по обеспечению того, чтобы выжившие не были изолированы после потери.
«Поддержка психического здоровья также является еще одним очевидным важным процессом, который должен быть частью решения», — добавил Кациферис, отметив, что такая поддержка может быть менее востребована среди оставшихся в живых мужей из-за «боязни показать уязвимость».
Эту мысль поддержала доктор Мохана Карлекар, заведующая отделением паллиативной медицины Медицинского центра Университета Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннеси.
«Горе реально. Для мужчин и женщин. Это может проявляться как беспокойство или депрессия. И это может проявляться физически по-разному — в виде головных болей, потери веса, бессонницы, болей в суставах», — сказала она.
Для тех, кто беспокоится о здоровье и благополучии выживших, может быть полезно принять «руководящий принцип, на котором основана паллиативная помощь, а именно на ценности человека», — посоветовала она.
«Братья и сестры, друзья, люди из вашей церковной общины: мы все должны обратить внимание на тех, кто скорбит. У меня есть пациент, который внезапно умер в возрасте 78 лет, упав с лестницы. Семья не ожидала этого, но мне удалось встретиться с семьей, поговорить. И вдова сейчас чувствует себя гораздо лучше, потому что у нее есть семья, сообщество людей, которые рядом и могут ее поддержать. Это так важно. Окружение действительно имеет значение», — сказала Карлекар.