Вызывают ли исторически высокие ставки на доставку инфляцию потребительских цен?
На сегодняшний день в новостях мелькают изображения стоящих на якоре контейнеровозов вместе с заголовками о хаосе в цепочке поставок, инфляции потребительских цен и опустошении полок магазинов.
Возникает вопрос: действительно ли повышение цен на контейнерные перевозки вызывает инфляцию для потребителей в США? А если нет, будут ли контейнерные перевозки в любом случае связаны с инфляцией, учитывая пристальное внимание СМИ?
«В человеческой природе заложено искать козла отпущения»
Квартальные результаты контейнерных линий привлекают внимание общественности. Эпоха COVID стала золотой жилой для перевозчиков, которые сообщают о самых высоких прибылях в истории контейнерных перевозок. По данным консалтинговой компании Drewry, морские перевозчики могут заработать 150 миллиардов долларов в этом году и еще 150 миллиардов долларов в 2022 году.
«Важный момент, который следует подчеркнуть — особенно сейчас, когда основные средства массовой информации, похоже, все больше цепляются за эту историю, — заключается в том, что в человеческой природе заложено искать козла отпущения», — сказал Саймон Хини, старший менеджер по исследованиям контейнеров в Drewry, во время презентации на прошлой неделе.
«Я думаю, что с учетом прибылей, о которых сообщают перевозчики, естественно, что на них обрушивается больше недовольства, особенно со стороны BCO [бенефициарных владельцев грузов]», — добавил Хини.
Связь между кризисом цепочки поставок и инфляцией
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), транспортные расходы могут временно повысить инфляцию.
Доказательства инфляции импортных цен: резко выросли контрактные ставки на морские перевозки и спотовые ставки. По оценкам поставщика данных Xeneta, контрактные ставки на перевозки между Азией и Западным побережьем выросли вдвое в годовом исчислении, до 4000–4500 долларов за 40-футовую эквивалентную единицу (FEU). Согласно индексу Freightos Baltic Daily Index, спотовые ставки на этом маршруте составляют около 16 100 долларов за FEU, что более чем в четыре раза превышает спотовые ставки в это время в прошлом году.
Как это повлияет на инфляцию на импортные товары, зависит от того, что находится в контейнере и кто является импортером. Если в контейнере полно громоздких диванов и он будет отправлен по спотовым ценам, эффект может быть огромным; если он набит планшетами iPad или дизайнерскими рубашками с высокой прибылью и перевозится по контракту, эффект будет небольшим.
Стоящие на якоре корабли как индикатор инфляции
По крайней мере, для некоторых импортеров, особенно для более мелких, платящих спотовые ставки, расходы на морские перевозки являются основным источником роста цен на импорт. В той мере, в какой можно переложить расходы на доставку, они будут стимулировать инфляцию потребительских цен на этот конкретный импорт.
Но если посмотреть на инфляцию в масштабах страны, связь с морскими перевозками остается предметом споров. Во-первых, большая часть импорта поставляется более крупными игроками, такими как Wal-Mart (NYSE: WMT), которые платят гораздо меньше 20 000 долларов за FEU. Во-вторых, хотя морские перевозки являются наиболее широко освещаемым аспектом кризиса цепочки поставок в средствах массовой информации, это всего лишь один из аспектов более широкой цепочки транспортировки и хранения, которая также включает грузовые перевозки и складирование.
В-третьих, товарная инфляция может играть более значительную роль в росте потребительских цен, чем проблемы с цепочкой поставок. В-четвертых, спрос может играть гораздо большую роль, чем затраты на предложение.
Даже в этом случае можно с уверенностью сказать, что те, кто наблюдает за инфляцией, будут пристально следить за морскими перевозками, если не как за движущей силой цен, то как за индикатором того, что произойдет дальше. Рост транс-тихоокеанских спотовых ставок и количества судов, стоящих на якоре у Лос-Анджелеса / Лонг-Бич, действительно совпал с ростом инфляции потребительских цен. Та же самая корреляция может сохраниться и на пути вниз.