Чартерные тарифы на рынке контейнерных перевозок достигли $135 000 в день
Подтверждая то, насколько безумным стал рынок контейнерных перевозок, сообщается, что экспедитор платит 135000 долларов в день за краткосрочный чартер S Santiago, 15-летнего контейнеровоза вместимостью 5060 двадцатифутовых эквивалентов (TEU).
«Чартерные тарифы для краткосрочных контрактов… вышли из-под контроля», — говорится в новом еженедельном отчете Alphaliner.
Источник в отрасли, разговаривавший с American Shipper на условиях анонимности, заявил, что ставка составляла 135 000 долларов в день, продолжительность — 45-90 дней (один рейс туда и обратно с возможностью второго рейса), а фрахтователем был китайский экспедитор 3 Seas.
Источник в отрасли сообщил American Shipper, что сделка с S Santiago была заключена на прошлой неделе, и что он не удивится, если на этой неделе будет достигнут новый рекорд.
Согласно британскому поставщику данных VesselsValue, построенный в 2006 году S Santiago принадлежит компании Cyprus Sea Lines и в настоящее время оценивается в 38,48 млн долларов.
Что это значит для грузоотправителей
Историческая сделка с S Santiago — еще один звоночек для грузоотправителей. Подобные чартерные тарифы имеют смысл только в том случае, если фрахтовые ставки достаточно высоки, чтобы фрахтователь мог получить прибыль.
Эта ситуация также подчеркивает то, насколько ограничено предложение судов.
Alphaliner сообщает, что на 24 мая не были в рейсе лишь 2,7% мирового контейнерного флота, что составляет 660 662 TEU. Из них 70% (461 779 TEU) не находились в рейсе из-за того, что суда были на верфях для ремонта или технического обслуживания.
Строительство новых судов не повлияет на ситуацию в краткосрочной или среднесрочной перспективе.
В последнее время наблюдается всплеск заказов, но они сделаны на 2023–2024 годы. По оценкам Clarksons Research Services, рост флота с 4,6% в 2021 году упадет до 2,5% в 2022.
Что это означает для арендодателей судов
Тариф S Santiago был настолько высок, потому что арендодатели судов, также известные как неработающие владельцы (NOO), предпочитают использовать свои суда для многолетних чартеров и фиксировать долгосрочную прибыль.
Согласно Alphaliner, «рынок превратился в один из долгосрочных чартеров: 43 из 51 договорных отношений, о которых сообщили за последние две недели, были заключены на срок 24 месяца и более». Из этого общего числа три чартера были рассчитаны на пять лет, девять — на четыре года, 10 — на три года, а остальные — на два года.
В список NOO входят Costamare (NYSE: CMRE), Danaos Corp. (NYSE: DAC), владелец Seaspan Atlas Corp. (NYSE: ATCO), Global Ship Lease (NYSE: GSL), Navios Partners (NYSE: NMM), Euroseas (NASDAQ: ESEA), Capital Product Partners (NASDAQ: CPLP) и MPC Containers (Oslo: MPCC).
Что это значит для судоходных компаний
Рекордный рынок чартерных перевозок предполагает риск убытков для судоходных компаний в среднесрочной перспективе.
Сегодняшний беспрецедентный доход от фрахта с лихвой компенсирует огромные расходы на чартерные перевозки, но NOO вынуждают операторов судоходных компаний соглашаться на более длительные сроки доставки судов. Если фрахтовые ставки станут намного ниже к 2023-24 гг., чартерные тарифы, согласованные в 2021 г., еще больше снизят прибыль судоходных компаний.
ZIM (NYSE: ZIM) — самый яркий пример, потому что в отличие от других судоходных компаний она фрахтует весь свой флот и не владеет судами.
По состоянию на 30 сентября 2020 года 71% мощностей компании был арендован на год или менее. ZIM рекламировала это преимущество в своем проспекте IPO, заявив: «Краткосрочные чартерные соглашения позволяют нам быстро корректировать наши мощности в ожидании или в ответ на изменение рыночных условий».
Но по мере того, как ZIM быстро увеличивал размер своего флота, чтобы обеспечить рост фрахтовых ставок, продолжительность фрахтования резко выросла. Размер флота компании вырос почти в два раза: с 59 судов в середине мая 2020 года до 110 на середину мая 2021 года.
Во время последней ежеквартальной конференц-связи финансовый директор ZIM Ксавье Дестрио согласился на переход на более длительные сроки по необходимости.
«Мы не меняем нашу стратегию, и продолжим полагаться на чартерный рынок. Что меняется, так это распределение краткосрочных чартеров по сравнению с долгосрочными, очевидно, из-за текущих рыночных условий», — сказал Дестрио.